|
|
|
В древностях Европейской России ныне известно лишь 36 предметов с нанесенными на них степными руническими надписями VIII-XII веков. По алфавитному членению 21 из них относится к донскому, а 12 — к кубанскому письму. Обе рунические системы были первоначально свойственны Хазарскому каганату, затем кубанский алфавит применялся в Волжской Болгарии. Алфавитная принадлежность 3 надписей оставалась неясной, из-за их краткости. Они были названы доно-кубанскими и обозначены индексом ДК. Вполне понятно, что при столь ограниченном эпиграфическом материале любые дополнительные сведения о каждой надписи представляют значительную ценность. (Игорь Кызласов) В Болгарии на скалах и Украине на черепках также найдены процарапанные рунические знаки, которые условно называют "восточно-славянскими рунами", хотя это могут быть и рунические надписи тюрков, либо более древних фракийцев или даже скифов. Если же эта письменность принадлежит действительно славянам, то, возможно, она имеет независимое происхождение от западно-славянского рунического письма, образовавшись на базе фракийских (родопских), или древневенгерских (секейских) рун. или древнетюркских (сибирских) рун. Восточно-европейская руника была распространена на территории, соответствующей границам Хазарского и Аварского каганатов. Временная граница памятников восточноевропейской руники – от VIII до XII веков (500 лет). В соответствии с графическими особенностями, на территории Восточной Европы историк письма И.Л. Кызласов выделял три группы памятников данной рунической письменности (хазаро-булгарских рун): а) донское письмо, б) кубанское [по территории - кубанско-волжское (И.Г.)] письмо, в) доно-кубанское [доно-волжское] письмо (на схеме слева - треугольник, квадратик и кружок, соответственно). На схеме под номерами обозначены следующие памятники: 1 – +Маяцкое городище [Воронежская обл.] (а); 2 – Хумаринское и Каракентское городища [Карачаево–Черкессия], катакомбные погребения (б); 3 – Сальск [Ростовская обл.] - условно, Сальск-Царицын (а); 4 – +Новочеркасск - условно, ст. Кривянская [Ростовская обл.] (а); 5 – Кермен-Толга [Калмыкия] (а); 6 – Седьяр [Удмуртия] (б); 7 – Маяки [Донецкая обл.] (б); 8 – Биляр [Татарстан] (б); 9 – Оношат [?] (б); 10 – Афанасьево [Кировская обл.] (в); 11 – Кировский могильник [?] (в); 12 – Житковский могильник [Ростовская обл.] (б). |
К нерасшифрованным дохристианским надписям Руси относятся:
Эти надписи могли быть выполнены на разных языках средневековых народов этих территорий: алтайских (тюркских, аварском~монгольском?), индоевропейских (древнерусском, балтском, аланском=древнеосетинском, готском), финно-угорских (древневенгерском, волжско-финнских), северо-кавказских (древнечеркесском, древненахском, дагестанских) семитских (древнееврейском, арамейском, арабском), и даже на древнеенисейском (если на нём разговаривала гуннская элита).
Разделы страницы о руноподобной письменности на территории древних восточных славян:
|
Арабский путешественник Ибн-Фадлан, предпринявший в 921 году путешествие в Волжскую Болгарию, рассказал о погребении знатного русского воина с надписью на памятнике имени этого воина и имени царя.
В сочинении арабского автора Х века Эль Массуди есть запись о пророчестве, начертанном на камне, который он обнаружил в одном из «русских храмов».
Персидский историк Фахр ад Дин (начало XIII века) утверждал, что хазарское письмо (речь шла об уже исчезнувшем, но известном Фахр ад Дину, хазарском руническом письме) «...происходит от русского».
Надпись, воспроизведённая ибн эль-Недимом.
[Больше на арабскую или куяитическую вязь похоже] |
||||
(Истрин. Развитие письма) |
Наибольший интерес из восточнославянских "руниц" представляет так называемая "алекановская" надпись. Она была нанесена на глиняный сосуд X - XI вв., а открыта в 1897 г. В. А. Городцовым во время раскопок у с. Алеканово под Рязанью. Надпись содержит 14 знаков, расположенных в строковой планировке.
В 1898 г. там же [и им же?] на обломках посуды было обнаружено еще пять [найти!] аналогичных знаков.
Как указывает А. А. Городцов "сосуд плохо обожжен, изготовлен, очевидно, наспех... следовательно, изготовление местное, домашнее, а следовательно, надпись сделана местным или домашним писцом т. е. славянином". Знаков слишком много, чтобы их можно было принять за клеймо мастера. "Остается предположить,- делает вывод В. А. Городцов,- что знаки представляют собой литеры неизвестного письма".
Моя расшифровка этой ученической славянской надписи на основе германских рун: |
||||
(Истрин. Развитие письма) |
Близки по форме к алекановским 1) знаки на горшках из бывшего [?] Тверского музея, 2) а также на медных бляхах, найденных А. В. Арциховским [когда?] при раскопках тверских курганов XI в. На двух бляхах знаки идут по кругу, образуя две одинаковые надписи.
Некоторые из знаков, подобно алекановским, напоминают буквы глаголицы.
Аналогичные по происхождению и характеру знаки имеются также на баклажках, хранящихся в Новочеркасском музее (надписи на Новочеркасской и Кривянской баклажках).
Надпись на Кривянской баклажке |
Надпись на Новочеркасской баклажке |
Загадочные знаки, возможно, не славянского, а тюркского происхождения были обнаружены при раскопках на Дону, на кирпичах Цымлянского городища [где образцы?] и на камнях из стен Маяцкого городища.
Маяцкая крепость – памятник IX-X веков, времён Хазарского каганата. Это одно из сооружений оборонительной линии на границе каганата и земель славян. Ближайшее поселение к Маяцкой цитадели – Титчихинское городище, которое было крепостью славян. Дальше по берегам Дона, Тихой Сосны, реки Воронеж археологи находят десятки славянских укрепленных городищ и открытых поселений.
А это - полный список знаков (с вариантами-аллографами) со стены хазарской Маяцкой крепости:
(Пока нет данных.)
Многочисленные статьи посвящены знакам, обнаруженным (впервые в 1864 г.) на свинцовых пломбах, видимо, торговых печатях X - XIV вв., найденных на Западном Буге у с. Дрогичина. Общее количество этих знаков измеряется многими сотнями [! - а где ж они??]. На лицевой стороне некоторых дрогичинских пломб стоит буква кириллицы, а на оборотной стороне - один из "загадочных" знаков. (Рисунок слева - из книги Истрина "Развитие письма".) |
[Пока нет информации. Видимо, речь идёт о новгородских словенах.]
Доклад доктора филолог. наук О.А. Мудрака «Язык и тексты восточно-европейской руники», с которым он выступил в Институте востоковедения РАН, стал событием в среде археологов и лингвистов. В докладе была представлена расшифровка и перевод рунических надписей памятников, найденных на территории Восточной Европы – от Днепра и Кавказа до Поволжья. Прочтение этих надписей привело к неожиданным заключениям относительно языка бытового и официального письма живших на этой территории народов. Расшифровка выявила их близость к дигорскому варианту праосетинского языка и лишь отчасти — к нахским языкам.
[Красиво, но расшифровки надуманны и иногда почти бессмысленны, при всем уважении к дешифровщику.]
Сначала я увидел сходство рунообразных знаков Восточной Европы в надписях, найденных в рязанских и донских землях. Кстати, по аналогии с западнославянскими "вендскими рунами", которых называли также венедскими, эти восточноевропейские "руны" с предположительно славянским языком можно называть не только "русскими" (т.к. находки были на территории Киевской Руси, даже если сами русы первоначально говорили не по-славянски), но и, уходя в глубь веков, - "антскими".
Далее срвынивал их со знакми других письменных систем, к удивлению, найдя некоторые сходства с глаголическими знаками. Увидев, что готский алфавит, составленный Ульфилой для готов-христиан, также содержит знаки готских рун, понял, что в новых миссионерских письменностях для крестившихся народов можно найти остатки предыдущей письменности.
Внимательно сравнивая донские знаки со знаками других редких руноподобных надписей с близлежащих территорий, с удивлением обнаружил, что большинство знаков с надписи на стене Маяцкого городища похожи на донские. А перед этим заметил сходство маяцких знаков (которые называют также "хазарскими ровами", т.е., рунами) с "венгерскими рунами" (или ровами), которые, однако же, были распространены не у всего венгерского народа, а у двух его субэтносов (секелов), продержавшись аж до XIX века. Раньше считалось, что эти "секейские ровы" произошли от орхоно-енисейских (сибирских тюркских), но очень уж они разные, и теперь преобладает мнение, что древнетюркское и древневенгерское письмо произошли независимо от какого-то общего источника.
Поэтому, возможно, эти донские надписи обслуживали, прежде всего, древневенгерский или хазарский язык. Но не исключено его употребление и у других соседних народов - других тюрок и финно-угров, буртасов (в дельте Дуная), валахов (предков румын и молдаван), аланов (к которым, кроме предков осетин, относились и другие народы Северного Кавказа - абхазо-адыгские, нахско-дагестанские, тюркские), тех же восточных славян... Будущее покажет, а пока давайте сравним и попробуем перевести.
Примечания:
№ | Усл. код | Позиции | Знак КБ | Знак НБ | Знак АН | Знак МГ |
Зап. руны | "Вост. руны" | Старосл. глаг. и кир. |
Древние алфавиты |
Чтение? | Артикуляция |
I. Палки (типа "I"), в т.ч. дойные палочки (типа "II"), крючья, посохи и штрихи | ||||||||||||
1. | I1 | МГ () | орх. |
йем. |
I? S? | |||||||
2. | I2 (= I1?) | МГ () | йем. фнк. |
G? J? L? R? | ||||||||
3. | I3 | МГ () | орх. | фнк. |
||||||||
4. | I4 | МГ () | Разделитель? | |||||||||
5. | I5 | МГ () | Фонетизатор (~вирам)? |
|||||||||
6. | I6 | АН (12) | гл. гип. | |||||||||
7. | I7 (= I6•?) | АН (13) | ||||||||||
II. Палки с перекладинами (f-образные "ветки" - многие надо объединить) [~ Азъ в глаголице] | ||||||||||||
8. | F1 | АН (1) | венд. | гл. | ||||||||
9. | F2 (= F1, F3, F9?) | АН (2) | гл. | |||||||||
10. | F3 | КБ (8), НБ (16) |
венд. | гл. | A? | Гласная? | ||||||
11. | F4 | КБ (10), НБ (13) |
венд. | гл. | йем. |
A? D? N? | Гласная? Согласная? |
|||||
12. | F5 | АН (9) | венд. | гл. |
йем. фнк. |
K? O? S? Z? | ||||||
13. | F6 | КБ (2, 4, 23) | гл. | Гласная? | ||||||||
14. | F8 | КБ (22) |
йем. фнк. гр. Υ, лат. Y |
H? U? W? Y? | Гласная? | |||||||
15. | F9 (= F8?) | КБ (6) | гл. | фнк. |
F? W? Y? | Согласная? | ||||||
16. | F10 | КБ (1), НБ (12) |
венд. | гл. | йем. |
B? E? | ||||||
17. | I1 | йем. |
S? | |||||||||
III. Углы (Г-, C- и V-образные) | ||||||||||||
18. | C1 (к гр. I?) | КБ (24) | венд. | гл. | йем. |
G? L? Ju? | ||||||
19. | C2 | КБ (14, 18) | орх. |
U? | Гласная? | |||||||
20. | C3 (C2•) | НБ (5, 7, 11) | Гласная? | |||||||||
21. | C4 (= U4?) | НБ (6) | ||||||||||
22. | C5 (= C4?) | |||||||||||
23. | C6 | йем. |
||||||||||
24. | C7 | Числи- тельное? |
||||||||||
IV. Скобы (u-, υ- и w-образные) | ||||||||||||
25. | U1 | КБ (12) | Согласная? | |||||||||
26. | U2 (= U1?) | КБ (19), НБ (15) |
гл. | Согласная? | ||||||||
27. | U3 (= U2?) | КБ (3) | гл. | Гласная? | ||||||||
28. | U4 | КБ (5, 9) | гл. | гр. ω | Гласная? [О?] | |||||||
29. | U5 | йем. |
O/U? W/V? | |||||||||
V. "Петли" (d-, o-, φ- и ω-образные) | ||||||||||||
30. | D1 | КБ (26) | гл. |
йем. фнк. |
F? W? Q? | |||||||
31. | D2 | КБ (7, 13) | орх. |
гл. гип. | йем. |
A? O? F? X? | Гласная? | |||||
32. | D3 | НБ (4, 10) | гл. |
йем. |
O? | Разделитель? | ||||||
33. | D4 (= D3?) | АН (8) | Разделитель? | |||||||||
34. | D5 | КБ (25) | гл. | |||||||||
35. | D6 (= D5?) | КБ (15) | орх. |
гл. |
йем. |
|||||||
VI. Зигзаги и N-образные "изгороди" | ||||||||||||
36. | N1 | КБ (11) | йем. фнк. |
Гласная? Числи- тельное? |
||||||||
37. | N2 (= N1?) | КБ (20, 21) | анг. | гр., лат. H, N | E? I? H? N? | Гласная? | ||||||
38. | N3 (= N2+F6 ?) | НБ (3, 9) | Гласная? | |||||||||
39. | N4 (к гр. II?) | КБ (17) | венд. | гл. | йем. |
K? N? S? | Согласная? | |||||
VII. Крестики и "двуножники" (X- и M-образные) [еры и юсы?] | ||||||||||||
40. | X1 | КБ (16) | гл. |
йем. гр., этр., лат. X [ks] |
K? T? X? | Гласная? | ||||||
41. | X2 (X1•) | КБ (28) | йем. |
Гласная? | ||||||||
42. | X3 | НБ (1) | гл. |
йем. |
Гласная? | |||||||
43. | X4 | АН (4, 6, 12), КБ (29), НБ (2, 14) |
венд. | гл. кир. | En? C/Ch? | Гласная? | ||||||
44. | X5 (•X4) | АН (10), НБ (8) |
Гласная? | |||||||||
45. | X6 | КБ (27) | гл. | йем. |
||||||||
VIII. Вертикальные кресты (идеограммы?) | ||||||||||||
46. | T1 | АН (3) | Вендский бог Прове? |
|||||||||
47. | T2 | АН (7) | Крест/свастика, Христос? |
Наблюдения и замечания:
Пока пусто. Ресурсы канули в вебархив.
Близкое: Европейские руны (в т.ч. фракийские) | Сибирские руны